bannerb.jpg

22 Сентябрь 2008

Как привлекать молодежь

написано в рубрике: Новости — admin @ 9:40

Доклад

«Инновационные методы популяризации радиолюбительства среди молодежи».

(на пятом Всероссийском радиолюбительском фестивале 18-21 сентября 2008 г.)

 

 1. Проблема отсутствия интереса в обществе к радиолюбительству. 

В последнее время все чаще сталкиваемся к таким проявлениям как равнодушие, безразличие, отрицание у близких, друзей, знакомых, коллег по работе, соседей к увлечению радиолюбительством..Сложно доказать, что наше увлечение радиолюбительством не идиотизм. Если поставить перед собой задачу организовать клубы по интересам на местах, то радиоклубы будут в хвосте списка.И если взрослых переубедить сложно, то детей еще сложнее.      Если десять лет назад основная проблема родителей и педагогов была отвлечь подростков от пагубного влияния улицы: от алкоголя и наркотиков, то теперь добавилась еже одна «беда» - игромания.  Влияние компьютеоных игр на психику  и здоровье ребенка не менее опасно, чем наркотики, хотя и внешне кажется безобидным. Постоянное затуманивание мозгов «стрелялками», «догонялками» и «убивалками» переводит ребенка в из реальной действительности в виртуальный мир, лишая его возможности адекватно воспринимать действительность. Компьютерные игры для детей чаще всего лишены творческого созидательного начала, а построены на идеи разрушения. Потребность ребенка создавать что-то своими руками  подавляется более простым и доступным видом времяпрепровождения.   Конечно,  родителям спокойнее когда их чадо сидит дома, в тепле и безопасности за компьютером. Но потерянное время, отупляющие детские мозги и лишающее его возможности развиваться в творческую личность, к сожалению, не вернешь. Запретить ребенку заниматься компьютерными играми нельзя. Но предоставить ему альтернативу необходимо. Разве мы, родители, не хотим, чтобы наши детки хоть немного разбирались в технике и электронике, расширяли свой кругозор и ограничивались компьютерными играми и мобильными телефонами. 

2.  Методики привлечения внимания к техническому творчеству.  

У ребенка среднего  школьного возраста просыпается потребность что-то создавать, творить, выделяясь из коллектива, привлекая к себе внимание сверстников и взрослых. Наверное, как раз в этот период в человеке и вырабатываются стойкие предподчения к тем или иным  увлечениям, занятиям. Это период поиска собственного «я », первое серьезное размышление о выборе профессии. В этот период становления личности очень важно помочь подростку попробовать себя в том или ином деле, не ограничивать его в попытках что-то смастерить, помочь ему своим участием и трудом. Но в силу разных причин, не все родители могут себе позволить себе такое участие в увлечении собственного чада. Встает законный вопрос: А что делать  этому молодому человеку, который вопреки всему, возможно по случайно попавшим в его руки книгам или журналам, все-таки заинтересовался тем или иным видом технического творчества?  Умение все делать своими руками , привычка анализировать свою работу и стремление к совершенному воспитывается  в технических кружках..Приходя в кружок, ребенок, как правило, не очень понимает, что он хочет получить. Раскрыть потенциал учащегося предстоит взрослым руководителям кружков и педагогам. Дети легко подхватывают идеи руководителей и дальше развивают их и совершенствуют в меру своих фантазий. Взрослые лишь корректируют техническую выполнимость этих фантазий. Сочетание имеющихся знаний с любознательностью, пытливостью, способностью фантазировать дает удивительные результаты. Кружковцы привыкают смотреть на творчество как на обычное явление. А не на какую-то особенность, находить применение изобретательству и рационализации в быту, в учебе (на занятиях физики, химии в школьных мастерских).Заинтересованность наставников в результатах технического творчества своих воспитанников способствует выработке у них чувства уверенности в общественной пользе их новаторской деятельности. Педагоги исходят из того. что техническое творчество связано с нестандартным мышлением и развивается на его основе. Такие составляющие технического мышления как сравнение, противопоставление, классификация, синтез, как правило, присутствуют при разработке технических новинок. В кружках технического творчества учащимся предлагают самостоятельно решать различные  практические задачи, развивая творческий интерес ко всему, что окружает человека в его повседневной жизни.    В становлении личности ребенка , конечно не обойтись без направляющей роли взрослого . Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был всесторонне развитым, любознательным, хорошо учился. Но главное – был счастлив, а значит, хорошо овладевал бы в жизни каким-либо мастерством, стал профессионалом в своем деле.В кружках дети наряду с получением знаний формируют свою систему приоритетов и приобретают нравственные основы существования в современном обществе. Задача преподавателей – увидеть в каждом учащемся индивидуальность, создать условия для раскрытия его как личности. Сам руководитель кружка обязан быть творческой личностью, обладать неуемной фантазией и инициативой. Не для кого не секрет, что главным связующим звеном в семье является ребенок. Вокруг него «вертится земля». Интересы ребенка всегда ставятся на первое место. И именно ребенок способен оторвать родителей от повседневных хлопот, от проблем на работе и бытовых сложностей.Когда в семье с уважением относятся к увлечениям своего ребенка и у ребенка формируется чувство уважения к интересам взрослых членов семьи. А, если, в семье формируются общие интересы на основе взаимоуважения и искренней заинтересованности, то за крепость такой семьи можно не беспокоится.Как это не грустно констатировать, но общество все более становиться «обществом потребления». И для того, чтобы родители привели свое чадо в радиокружок, нужно  привлечь его понятными и взрослым и детям вещами.  А дальше все будет зависеть от мастерства и педагогических талантов преподавателя. Мы же сталкиваемся с проблемой начального отсутствия интереса у детей и прагматизма у взрослых.   Радиолюбительский центр творчества и досуга «Рател» вот уже 20 лет ведет занятия в кружках  с детьми и подростками, интересующимися радиотехникой . За эти годы создался мощный коллектив радиолюбителей, заинтересованный в развитии технического творчества подрастающего поколения. Для преодоления первого этапа – заинтересовать детей приходить на занятия техническим творчеством были предприняты некоторые новшества: занятия по устройству бытовых радиоэлектронных устройств.(изучение всего электронного что окружает нас в быту). Это на первых этапах оправдывает времяпрепровождение ребенка в кружке и целесообразность получаемых знаний.  

3.Оотткрытые возможности популяризации  радиолюбительства.

Далее  благодаря увлеченности детей техническим творчеством многие родители тоже заинтересовались радиолюбительством и с удовольствием принимают участие в мероприятиях «Рател».Хорошим  начинанием было организация слетов для детей и родителей. К участию в этих мероприятиях привлекались друзья, одноклассники и члены семей кружковцев. Таким образом мероприятие становилось массовым и разносторонним. Наряду с понятными для широких масс развлечениями – футбол, волейбол, полоса препятствий, ориентирование на местности; проводились соревнования по радиопеленгации, УКВ тесты, работа в эфире на радиостанции позывным /Р.Таким образом, все большее число участников и зрителей таких мероприятий могут подтвердить, что они имеют представление о радиолюбительстве.    В последнее время стало популярным устраивать масштабные праздники типа «День города» на которых вполне может быть представлено радиолюбительство, как неотъемлемая часть жизни города. Достаточно вынести радиостанцию на площадь и поработать в эфире спецпозавным (не забыть написать вывеску о том что это и зачем).(Если вы представляете радиокружок, то неплохо выставить работы учащихся или стенд с фотографиями о жизни кружка). Наши привычки прятаться по подвалам и своим квартирам от постороннего глаза, ставит радиолюбительство за грань не восприятия его обществом.  

4. Информационная поддержка.

Одним из актуальных способов заявить о себе –как о радиолюбительском клане – это информационные порталы. Создание сайтов с информацией о радиолюбительстве в целом и конкретных организациях в частности дает возможность доступа к информации о радиолюбительстве.   Наша с вами активность в продвижении интересных материалов о радиолюбительстве может оказаться существенной. Например на сайте Русского робонзона вывешен призыв рассказывать о всех своих выездах с аппаратурой , даже если они и не дотягивают до категории экспедиций. Это и интересно и полезно. Часто радиолюбители  при отсутствии экспедиционного опыта просто боятся куда либо ехать с аппаратурой. А прочитав о чужом опыте, может и попробуют. Тоже касается и рассказов о жизни радиокружков. Может прочитав о том, чем можно заняться в свободное время, кто-то и придет в кружок.Нами было предложено год назад создание сайта с названием RADIOKRUZHOK.RU. В настоящее время на сайте уже размещена информация о кружках Москвы, методические рекомендации для руководителей клубов, техническая документация по радиолюбительству, статьи о жизни кружков.  Приглашаем всех желающих присылать информацию о своих кружках для размещения на сайте. Возможно родители желающие пристроить свое чадо в технический кружок наберут в поисковой системе простое слово «радиокружок». А так как интернет  не имеет территориальных границ, то это могут быть потенциальные юные радиолюбители и из вашего города.

Руководитель РЦТД “Рател”
Иванова Елена Владимировна

Нет комментариев »

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи. TrackBack URL

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Работает на WordPress